Эксперты обсуждают значимость этого визита для обеих сторон и возможности, которые он открывает
АЛМАТЫ, 11 сен — Sputnik. На следующей неделе федеральный канцлер Германии Олаф Шольц прибудет в Казахстан с официальным визитом по приглашению президента страны Касыма-Жомарта Токаева. Ожидается, что в рамках этого визита пройдет встреча в формате «Центральная Азия + Германия», которая имеет важное значение для сторон. Отметим, в июне прошлого года с госвизитом в Казахстан приезжал федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который также принимал участие во встрече глав государств Центральной Азии.
Корреспондент Sputnik Казахстан поговорила с политологами, экспертами, чтобы узнать, какой интерес у Германии к Центральной Азии, особенно к Казахстану, и какие перспективы это сотрудничество открывает для обеих сторон.
Германия стремится укрепить позиции в мире
Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев считает, что Германия стремится укрепить свои позиции на мировой арене, особенно в контексте снижения ее авторитета, который падает с приходом Шольца на пост канцлера. Политолог отмечает, что визит Шольца необходим Германии для демонстрации собственной значимости в регионе и для налаживания экономических связей. «В плане политического сотрудничества германский опыт нам не особо интересен, тем более, что в Германии идут выборы и очевидно, что правящая коалиция проигрывает на каждом шагу. Все-таки немцам нужны какие-то локальные успехи, чтобы показать, что они не сидят под американским руководством, а что-то из себя представляют», – сказал Данияр Ашимбаев в беседе с корресспондентом Sputnik Казахстан.
В то же время политолог полагает, что из-за географической удаленности странам сложно выстраивать геополитические союзы. Тем не менее, Запад пытается повлиять на позицию Центральной Азии, в частности Казахстана, по поводу конфликта России с западом. «Центральная Азия хотела бы смягчения санкционного режима. Мы видим, что есть масса проектов, которые спокойно выводятся из под санкций, когда есть общие интересы, например, как недавно начавшиеся поставки казахстанской нефти по нефтепроводу «Дружба» через Россию в ФРГ», – говорит Ашимбаев.
Политолог считает, что Казахстан не будет жертвовать интересами своих стратегических партнеров, но сотрудничество с Германией может смягчить санкционный режим и способствовать развитию совместных проектов. «Шольц приедет со своей повесткой, Казахстан со своей. При этом, помимо геополитики, есть огромный спектр вопросов, которые решаются, но визит на самом высоком уровне подчеркивает важность этого сотрудничества», – заключил политолог.
В свою очередь политолог Эдуард Полетаев считает, что отношения сторон очень «диетические» в вопросе поднятия щекотливых тем в условиях нынешней геополитической турбулентности. «К визиту будет приковано внимание, потому что Шольц предложил провести мирную конференцию по Украине с участием России. До этого он встречался с президентом Украины Зеленским. Практика показала, что швейцарская конференция, прошедшая в июне, не принесла никаких результативных перспектив для урегулирования. Шольц пытается что-то показать в одежде миротворца, но у меня большие сомнения, насколько политическая тематика будет подниматься на переговорах Казахстана и Узбекистана с Германией и будет ли она озвучиваться на публичном уровне. Потому что контекст взаимоотношений Германии с Центральной Азией все-таки гораздо больше экономический», – сказал Полетаев.
По его мнению, даже если стороны поговорят о конфликте, то максимум, что может предоставить Центральная Азия, – это площадка для переговоров, такие предложения уже звучали не раз. Казахстан снова заявит о необходимости приступить к реальным переговорам, найти компромиссов, мирных решений, о правильной, мудрой дипломатии, добавляет Полетаев.
Политолог считает, что Германии сейчас не просто: ей приходится не только продвигать свою внешнеполитическую повестку, но и понимать и чувствовать, что Германия является одним из инициаторов Европейского союза и играет не последнюю скрипку в этой интеграционной организации. «И Евросоюзу, и Германии приходится разрываться между Страсбургом, где заседает Европарламент, и Брюсселем, где функционирует Еврокомиссия. Все это вынуждает ее быть достаточно аккуратной в словах и выражениях относительно политического или геополитического контекста», – рассуждает Эдуард Полетаев.
Эксперты о важности формата «С5 + 1»
Руководитель центра изучения общественных процессов Казахстанского института общественного развития Тасым Риззат отмечает, что Казахстан успешно апробирует и внедряет практику совмещения официальных визитов лидеров иностранных государств с проведением крупных международных форумов, что позволяет ему не только усиливать двусторонние отношения, но и эффективно участвовать в многосторонних диалогах. «Этот инновационный подход демонстрирует стремление страны к укреплению принципов мультилатерализма. Такая модель взаимодействия позволяет Казахстану одновременно обсуждать важные двусторонние вопросы с конкретными странами и создавать площадку для обсуждения региональных проблем в многостороннем формате. Проведение форумов в рамках официальных визитов усиливает координацию международных усилий, будь то в вопросах энергетики, безопасности или устойчивого развития», – объясняет политолог Тасым Риззат.
По его мнению, примером может служить предстоящий визит Шольца в Астану, который совпадает с рядом крупных мероприятий и форумов, на которых будут обсуждаться вопросы энергетической безопасности и зеленой экономики. Совмещение двусторонних встреч с многосторонними инициативами позволяет Казахстану закрепить за собой статус значимого участника международной дипломатии, особенно в Центральной Азии. «В последние годы Германия проявляла значительный интерес к Центральной Азии, и Казахстан занимает центральное место в стратегии Германии по укреплению экономико-политических связей в этом регионе. Формат «Центральная Азия-Германия» представляет собой основополагающую платформу для развития диалога между ФРГ и государствами региона, и он тесно пересекается с более широким форматом «Центральная Азия-ЕС», одним из разработчиков которого также является Германия», – говорит Тасым.
По словам политолога, форматы «Центральная Азия -Германия» и «Центральная Азия-ЕС» дополняют друг друга, создавая условия для интеграции региональных инициатив с общеевропейской повесткой.
С мнением о том, что формат «С5+1» оказался популярным, согласен и политолог Эдуард Полетаев. По его словам, несмотря на то, что Германия в основном делала ставку на Узбекистан и Казахстан, удобно встречаться сразу с несколькими президентами. «В последнее время она стала воспринимать Центральную Азию как единый регион», – говорит Эдуард Полетаев.
Он напоминает, что на первом саммите «Центральная Азия + Германия» в Берлине было заключено соглашение о стратегическом региональном партнерстве, демонстрирующее интерес Германии к региону. Тем не менее, Казахстан остается основным экономическим партнером Германии в Центральной Азии, на долю которого приходится около 80% внешнеторговых операций Германии.
В фокусе – экономика
Саммит в формате «Центральная Азия + Германия» будет иметь ярко выраженный экономический характер, считает политолог Данияр Ашимбаев. Он отмечает, что экономика Германии в последние годы демонстрирует медленный спад.
Ее интересует сырьевая база региона, в то время как для страны Центральной Азии стремятся получить доступ к немецкой технологической базе и инвестициям. Германия остается технологически развитой страной, а Казахстан и другие страны региона заинтересованы в немецких инвестициях, совместных проектах и локализации производств. «Лидеры стран Центральной Азии, в том числе Казахстана, заинтересованы в привлечении немецких инвестиций и технологий. Несмотря на то, что экономические показатели Германии ухудшаются, во многих вопросах сохраняется понятие «немецкое качество». Технологически Германия является одной из стран, которая активно генерирует инновации и имеет большой опыт в той же металлургии», – поясняет Ашимбаев.
Кроме того главам пяти стран приятно, что они не выступают в роли просителя, а сами немцы приезжают, и германское правительство и бизнес проявляет интерес к региону, добавляет политолог. Ожидается, что на саммите будут обсуждены экономические и технологические инициативы, такие как проекты в области геологии, металлургии и «зеленой энергетики».
Эти вопросы соответствуют интересам как Казахстана, так и германской стороны. Казахстан обладает богатыми природными ресурсами, в республике есть недоосвоенная рудная база, редкоземельные металлы, но сталкивается с трудностями в привлечении инвесторов.
Германия всегда была сильна в двигателестроении, приборостроении, производстве бытовой техники. Спектр вопросов для обсуждения достаточно большой, это и создание совместных предприятий, и локализация производства в Казахстане. «Практически все республики ЦА имеют неплохую ресурсную базу, поэтому заинтересованы в совместных проектах в горно-геологической и горно-металлургической сферах. А логистика, обновление локомотивного парка – старый популярный вопрос», – продолжает Данияр Ашимбаев.
Политолог подчеркивает, что формат «С5+» предполагает консолидацию пяти стран и выработку единой внешней политики, что позволит воспринимать Центральную Азию как единый регион как Востоком, так и Западом. «Сколько таких саммитов уже прошло в последнее время, не считая не состоявшегося саммита с Японией. Такие саммиты проходят с Россией, с Китаем, в прошлом году на полях Генассамблеи ООН прошел быстрый саммит с США. Здесь есть определенный символизм, в таком формате не всегда проскальзывает практическое содержание. Я думаю, этот саммит будет во многом символичным», – говорит Данияр Ашимбаев.
Германию интересует энергоресурсы
Эксперты единогласно отмечают, что Германию в нынешней ситуации интересуют энергоресурсы. Политолог Данияр Ашимбаев указывает, что после взрывов на «Северном потоке» Германия столкнулась с энергетическим кризисом, что ударило по немецкой экономике.
Он подчеркивает, что достигнутая договоренность о поставках нефти из Казахстана через трубопровод «Дружба» в Германию демонстрирует, что экономические интересы остаются приоритетными, несмотря на санкции.
Политолог Эдуард Полетаев добавляет, что Германия стремится диверсифицировать поставки газа. Хотя Казахстану самому не хватает газа, в Туркменистане есть запасы, которые Германия может получить.
Полетаев уверен, что предстоящие встречи принесут экономическую пользу Центральной Азии. Немецкий бизнес всегда будет желанным в регионе и к нему будут относиться гостеприимно, поскольку он отличается высокой технологичностью и может способствовать повышению квалификации местных специалистов.
Политолог Риззат Тасым также считает, что основные темы переговоров, скорее всего, будут связаны с энергетикой, зеленой экономикой, технологиями, торговлей и инвестициями. «Германия, будучи крупнейшей экономикой Европы, ищет пути диверсификации энергетических поставок, и Центральная Азия с его обширными природными ресурсами может стать надежным партнером в этом вопросе. Одним из таких проектов, вызывающих значительный интерес со стороны Германии, выступает «Средний коридор». В условиях геополитической нестабильности и изменяющихся логистических цепочек ТМТМ приобретает стратегическое значение для Германии и всего Европейского Союза», – говорит Тасым.
Этот маршрут способствует снижению зависимости от традиционных транспортных путей и помогает укрепить транспортные связи с Центральной Азией. Станет ли Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) частью устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества с Центральной Азией – вопрос времени, продолжает политолог. «Первый визит Шольца можно рассматривать как продолжение многолетнего сотрудничества и стремление Германии укрепить свое влияние в Центральной Азии в условиях текущих глобальных вызовов», – заключил Тасым.
Экономические отношения Казахстана и Германии
Последние два года стали прорывными для двусторонних отношений Казахстана и Германии, уверен политолог Эдуард Полетаев. Товарооборот между странами показывает положительную динамику, в прошлом году он составил более 3 миллиардов долларов.
Казахстан экспортирует в Германию в основном сырьевые ресурсы: нефть, ферросплавы, серебро и медь, тогда как импорт включает автотехнику, лекарства и различные промышленные приборы и устройства. Полетаев подчеркивает, что Германия воспринимается Казахстаном как важный источник прямых иностранных инвестиций. «Инвестиции пока не в таких желаемых объемах, около 6 миллиардов долларов, но немцы вкладываются в основном не в сырьевой сектор, тогда как в сырьевом секторе задействованы другие страны. В этом плане это полезно для нашей экономики», – сказал Полетаев.
Он также напомнил, что в августе две правительственные делегации побывали в Берлине. Большую делегацию возглавлял заместитель премьер-министра Роман Скляр. На заседании Казахстанско-германского делового совета обсуждались перспективы торгово-экономического сотрудничества. Основное внимание уделялось промышленно-сырьевому сектору, возобновляемым источникам энергии, зеленой трансформации, транзитному потенциалу Казахстана и вопросам сельского хозяйства. «Сфера работы между Казахстаном и Германией достаточно серьезная. Не стоит забывать, что Германия инициатор Стратегии ЕС по Центральной Азии, разработанной еще в 2007 году», – подчеркнул Полетаев.
Данияр Ашимбаев отмечает, что несмотря на текущие сложности в германской экономике, ее научно-технологический потенциал остается одним из самых значимых в мире, что делает образовательные проекты, культурное и научное сотрудничество между Казахстаном и Германией важными направлениями взаимодействия.
Ашимбаев добавляет, что Германия продолжает играть значимую роль в гуманитарных проектах в Казахстане. Большая немецкая диаспора в стране и исторические связи способствуют укреплению дружеских отношений между народами. «Исторически с конца 80-х, с начала 90-х, в Казахстане возникло множество совместных предприятий с Германией. Опыт казахстанско-германских бизнесов довольно успешен, и тот факт, что специальную комиссию по работе с немецкими инвесторами координирует первый вице-премьер, подчеркивает высокий уровень взаимодействия», – отмечает он.
Какая бы ситуация в мире не была, экономическое сотрудничество всегда находится под особым контролем, подытожил Ашимбаев.