«МОНстр» из будущего. Как «цифра» помогает оптимизировать строительные процессы

Группа ЦДС недавно запустила ЦДС Tech — собственную цифровую лабораторию для разработки и тестирования IT-решений для строительной отрасли. Михаил Орлов, директор департамента информационных технологий Группы ЦДС рассказал, почему глубокая цифровизация процессов в строительстве неизбежна.

15.12.2021 16:55Печать

«МОНстр» из будущего. Как «цифра» помогает оптимизировать строительные процессы

Михаил Орлов, директор департамента информационных технологий Группы ЦДСФото: Группа ЦДСПоделиться

— Для чего и почему компания решила запустить собственную цифровую лабораторию ЦДС Tech чем здесь будут заниматься, какие ближайшие цели?

За последние годы IT-отдел ЦДС превратился в полноценное бизнес-направление, поэтому было решено усилить его, чтобы способствовать дальнейшему динамичному развитию компании.

Лаборатория ЦДС Tech разрабатывает решения для обработки гораздо большего объема информации при том же количестве сотрудников. Все наши продукты помогают ускорять рабочие процессы и уменьшают непроизводственные трудозатраты.

Девелоперская компания — это огромная структура, в которой одновременно происходят сотни процессов и циркулируют огромные объемы информации. Еще пять лет назад мы поняли, что эффективно контролировать все это в ручном режиме невозможно. Нужно автоматизировать многие операции и создавать интегрированную во все процессы IT-инфраструктуру. Так что разработка собственных цифровых решений — это в какой-то степени вынужденная мера, ответ на запрос времени.

— Расскажите об особенностях продукта «МОНстр», запатентованного ЦДС в 2020 году.

Система «МОНстр», разработанная специалистами лаборатории ЦДС Tech, — это полноценный программный продукт, который позволяет упростить работу специалистов строительного контроля и сделать ее более продуктивной. Раньше сотрудники техконтроля после обхода стройки готовили бумажные отчеты с замечаниями и отдавали их подрядчикам. Сейчас же замечания фиксируются прямо на месте и тут же попадают в нашу информационную систему. Их мгновенно видит как подрядчик, так и заказчик. Работать с программой можно с планшета или смартфона на базе iOS и Android, в онлайн и оффлайн режимах. Эта разработка позволила технадзору выносить в два-три раза больше замечаний и автоматически контролировать их устранение. Такие решения, в конечном счете, повышают качество строительных объектов и ведут к росту удовлетворенности покупателей. Количество замечаний при приемке квартир уже снизилось на 40%.

—Какие IT-решения и в каких сферах строительной отрасли сегодня особенно актуальны и востребованы? Почему возникла такая необходимость?

«Оцифровка» процессов позволяет нашим сотрудникам экономить более 1,5 тыс. рабочих часов в месяц и увеличивает производительность отдельных департаментов более, чем в два раза. На сегодняшний день мы автоматизировали большинство операций, где была такая возможность. Это позволяет нам аккумулировать в одном месте информацию обо всех процессах в компании: о поставках материалов, работе технадзора, количестве рабочих на стройках, финансовых потоках, приемке квартир и т.д. И онлайн-доступ к этим данным имеют все участники процесса. Благодаря этому, улучшается коммуникация, менеджмент четко понимает ситуацию и принимает наиболее эффективные решения.

— Над какими процессами и продуктами в лаборатории работают и планируют работать в ближайшее время?

В середине следующего года мы планируем завершить переход Группы ЦДС на электронный документооборот.

Полнота и своевременность получения информации всеми отделами и топ-менеджментом, работа в едином информационном поле, напрямую влияют на ключевые параметры бизнеса, в том числе, на себестоимость и скорость строительства. Скажем, для отдела материально-технического обеспечения (МТО) очень важно иметь оперативную информацию о фактической поставке материалов на стройплощадку, чтобы отслеживать исполнение заявки. Раньше это был достаточно длительный цикл. Информация о поставке отражалась в системе только спустя 2–3 недели, когда все необходимые документы поступали со стройки в соответствующий отдел застройщика. Сейчас механизм устроен по-другому. При поступлении материала принимающий его специалист сканирует QR-код на накладной, информационная система сообщает, что должно быть поставлено по заявке, и сотрудник на месте отмечает, что фактически получено. Это позволяет генподрядчику контролировать, сколько материала еще должно поступить. Взаимодействие происходит практически в режиме реального времени. Подключив юридически значимый документооборот, данные от МТО сразу поступают поставщику, и он может тут же выставить документы на оплату. Таким образом, цикл поставки, учета и оплаты радикально сокращается.

С небольшими поставщиками перейти на ЭДО достаточно тяжело, и только решение с QR-кодами позволило нам продвинуться. Для крупных поставщиков сейчас готовится интеграция с нашими системами. Таким образом, мы выходим за границы информационной системы непосредственно ЦДС и подключаем к ней наших внешних поставщиков.

Также нам интересно направление среды общих данных, где выстраивается взаимодействие между службой заказчика, конструкторским бюро и генподрядчиком. Это — оперирование в реальном времени всей рабочей и проектной документацией. Мы будем двигаться в эту сторону. Вполне возможно, разработаем для этого свои программные решения.

Справка о Группе ЦДС

Михаил Орлов, директор департамента информационных технологий Группы ЦДСФото: Группа ЦДС