За год число коливингов в мире выросло на 30%. На молодом российском рынке пока определяются, что считать

По данным компании Monk Realty Solutions Pvt Ltd., общий объем мирового рынка коливингов в 2020 году составил 7,5 млрд долларов, на 6% превысив уровень 2019 года. При этом количество объектов за год выросло на 30%, а число постояльцев коливингов и сервисных апартаментов — на 13%, до 3,35 млн человек.

Что касается России, то, по данным Becar Asset Management, точный объем коливингов в стране оценить сложно, поскольку формат только зарождается. По ориентировочным оценкам компании, количество юнитов в объектах, которые могут соответствовать понятию коливинга, варьируется от 700 до 1 000 единиц.

К концу 2020 года в мире работало около 4 тыс. коливингов на 250,6 тыс. мест под управлением примерно 180 операторов. 89% из них расположены в Азии. Средняя площадь номера в коливинге составляет 20 кв. м, а с учетом мест общего пользования на одного постояльца приходится в среднем 39 кв. м. Также в прошлом году изменилась схема спроса на коливинги: если до пандемии соотношение краткосрочного и долгосрочного проживания была 35% на 65%, то в локдаун доля краткосрочного проживания упала практически до нуля, отмечают в Becar.

До сих пор в мире не принято единого стандарта для определения коливингов, но есть ряд общих признаков, отмечают в Becar. Это арендное жилье, рассчитанное на долгосрочное проживание — от одного месяца, наличие комьюнити-менеджера, коллективных мероприятий и тренингов, отсев претендентов по определенным параметрам (возрасту, интересам), многообразие сервисов.

— Сейчас на рынке нет четкого понимания, что такое коливинг, — отмечает президент Becar Asset Management Александр Шарапов. — Часто ими считают объекты на 3–4 человека, которые, по сути, являются обычными хостелами. В коливингах же соотношение жилых и общественных пространств на одного человека должно быть примерно одинаковым.

В целом рынок коливингов показал свою устойчивость в период пандемии Covid-19, но и для него экономическая турбулентность стала испытанием. По прогнозам Becar, в 2021 году стоит ждать продолжения процесса слияний и поглощений, а также банкротств — на смену постоянному росту придет перераспределение сил. Объекты станут еще более сегментированы по аудитории, а операторы — более профессиональными. Не исключено также и формирование законодательных норм для регулирования рынка.